Консультация   |   Вызов   |   Об авторе   |   Книги   |   Статьи   |   Теория   |   Контакты   |   Ссылки
        
  Главная       Логопедическая энциклопедия      Сензитивные периоды развития

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет

Сензитивные периоды - это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.

Для родителей и воспитателей особенно важен следующий факт: сензитивные периоды приходят, проходят и больше никогда не повторяются. Если ребенок за это время не смог или не успел овладеть соответствующими умениями – ему придется это делать потом с большими трудностями.

Вызвать наступление сензитивного периода или задержать его невозможно никак. Однако можно воспользоваться их естественным циклом и создавать наиболее благоприятную обстановку для развития у ребенка качеств и навыков, соответствующих его сензитивному периоду.

При этом необходимо учитывать два момента: такие периоды универсальны, их проходят все дети без исключения. И они индивидуальны, - начинаются и заканчиваются у всех в разное время. Приведенные ниже возрастные рамки – это среднестатистические данные, а не точная схема развития вашего ребенка.

Взрослые – и педагоги, и родители – должны уметь определять сензитивный период, в котором находится ребенок; подмечать его особенности и предоставлять малышу возможность заниматься именно тем, что им в данный момент дается наиболее просто и естественно. Желательно также попытаться предвидеть наступление следующего периода и подготовиться к нему заблаговременно.

Все сензитивные периоды следуют одной схеме: постепенное начало, которое сложно заметить, если не работать с ребенком целенаправленно. Затем совершенно очевидный пик интенсивности (так называемая точка максимума), и тоже постепенный спад. Кроме того, одновременно могут проходить несколько сензитивных периодов, однако максимума они будут достигать в разное время.

Методика Монтессори строится на использовании сензитивных периодов в обучении детей. Мария Монтессори понимала, что, если дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сензитивного периода, это дается им тяжелее или же результат не достигается вовсе. Специальная «подготовленная среда» монтессори-классов предоставляет ребенку все необходимое для удовлетворения его естественных потребностей к познанию и способствуют развитию полноценной личности.

Основные сензитивные периоды развития ребенка от 0 до 6 лет.

Сензитивный период развития речи - от 0 до 6 лет - самый продолжительный период, который начинается еще до рождения ребенка. Он делится на этапы продолжительностью около полугода, во время которых ребенок овладевает различными навыками речи, постепенно переходя от подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и письму.

Сначала ребенок воспринимает речь и учится повторять услышано. Затем – обычно примерно в 1 год – он начинает произносить слова, и где-то до 2-2,5 лет идет активное накопление словарного запаса. В этом период ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, «адаптируя» для него нормальную взрослую речь. Сейчас ребенку наиболее легко дается запоминание слов и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо». Кстати, именно в этот период можно при необходимости вводить второй язык - при наличии многоязыковой среды или двухяхзычных семей.

Около 4 лет ребенок начинает сознательно пользовать речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4 - 4,5 года при правильной подготовке ребенок естественным образом начинает писать, а около пяти лет, на последнем этапе этого сензитивного периода, - читать.

Сензитивный период восприятия порядка – от 1.5 до 3 лет, пик интенсивности приходится на 2 - 2,5 года. Этот период впервые был выделен самой Марией Монтессори.

Порядок помогает ребенку ориентироваться в незнакомом ему пока мире. Он особенно необходим ему на интенсивном этапе в трех сферах: в помещении (в окружении ребенка), во времени и в общении со взрослыми. Первое достаточно очевидно и не требует пояснений (хотя в Монтессори-методике существуют определенные тонкости).

Порядок во времени – это прежде всего режим дня, благодаря которому малыш учится ощущать внутреннее время и уверенней ориентируется во внешнем мире. Обычно он устанавливается на первом году жизни, но имейте в виду, что вы должны учитывать при этом не только собственные желания, но и предпочтения ребенка, находя устраивающий всех компромисс.

Порядок в общении со взрослыми зависит, в отличие от предыдущих двух, только от нас с вами. Он заключается в том, что требования к ребенку должны быть логичными, конкретными и постоянными. Если все время добиваться от ребенка разного, он никогда не научится действовать самостоятельно, потому что не сможет понять, что необходимо делать.

Сензитивный период сенсорного развития тоже довольно длинный, примерно от 0 до 5,5 лет. Он тоже состоит из многочисленных и достаточно коротких этапов, во время которых ребенок наиболее восприимчив к различным характеристикам окружающих его вещей.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических данных, которая на приктике практически неприменима: все дети - разные.

Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду, а точнее — о “свободной работе” детей, когда они могут и учатся свободно реализовывать познавательную активность.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов
от 1,5 до 2,5 лет. В большинстве случаев совершенно очевиден и причинят родителям немало хлопот: ребенок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребенок познает, что мир состоит из мелких частей; поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью.

Сензитивный период развития движений и действий –  от 1 до 4 лет. Невероятно важен, потому что в этом возрасте физическое развитие становится основной психологического. Как и остальные длительные периоды делится на этапы, во время которых ребенка привлекают конкретные типы движений и занятий.

Естественное стремление ребенка к физической активности учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с монтессори-материалом. Например, место для работы располагается на некотором расстоянии от полки, где он хранится материал, чтобы ребенок мог перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Сензитивный период развития социальных навыков от 2,5 до 6 лет. Ребенок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения (некультурному он, к сожалению, потом научится сам).

Знание об основных сензитивных периодах помогут гармоничному и своевременному развитию ребенка — ведь Вы сможете в самое подходящее время упражняться в развитии органов чувств, освоении навыков социальной жизни, речи и т.д.

Читайте также:
 Задать вопрос специалисту логопеду-деффектологу

Что такое раннее развитие?
Методика Монтессори
10 заповедей М.Монтессори
Когда ребенок начинает разговаривать?
Развитие речи. Что делать, чтобы ребенок своевременно заговорил
Как правильно читать книги ребенку
Ребенок не говорит. Что делать?
Почему детям трудно учиться?
Сензитивные периоды развития
Когда надо идти к логопеду
Зачем нужен массаж языка?




 
  Логопедия при заикании

Занятия с детьми 5-7 лет.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

"Первые в России готовые конспекты логопедических занятий, созданные командой специалистов"

(Изд. Мозаика-Синтез)

 

 



  Другие книги
 


(c) 2006, designed www.horse.ru