Консультация   |   Вызов   |   Об авторе   |   Книги   |   Статьи   |   Теория   |   Контакты   |   Ссылки
        
  Главная       Логопедическая энциклопедия      КАРТАВОСТЬ Грассирование Отсутствие звука Р

Картавость  Задать вопрос специалисту логопеду-деффектологу

Картавость - это ротацизм, который заключается в неправильном произношении звуков Р и РЬ. Обычно картавостью называют два вида ротацизма с горловым произношением: увулярный ротацизм (вибрирует маленький язычок мягкого нёба) и велярный ротацизм (вибрирует весь край мягкого нёба).
При правильном произношении звука Р передний край языка поднят к основанию верхних зубов и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, задняя часть языка отодвинута назад к мягкому нёбу, а мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.
Помимо картавости, нередко встречаются такие виды ротацизма, как боковой ротацизм (вибрирует один из боковых краев языка - "хлюпающее" или щечное произношение Р)и одноударный ротацизм (язык один раз ударяется об альвеолы, не вибрируя). Обычные люди (не специалисты) называют боковой и одноударный ротацизм тоже картавостью. Причины возникновения картавости и ротацизма: врожденная короткая уздечка, парезы мышц языка (частичный паралич), наследственный фактор.
 
Наиболее распространенный и эффективный  прием постановки - это постановка звука Р от сохранного звука с механической помощью. Например, при слегка открытом рте язык прижимается к деснам верхних резцов и многократно произносит серию звуков ДДДДДДДД или ЖЖЖЖЖЖЖ или ЗЗЗЗЗА. При этом деревянным шпателем, ручкой чайной ложки, шариковым зондом или чистым пальцем вызывают колебания языка быстрыми движениями вправо-влево под языком. Выдыхаемая струя должна быть сильной, а язык д.б. напряженным. В детской логопедии эти упражнения называют "балалаечка" или "мотор". Целесообразно постановкой звука Р заниматься со специалистом. 
Подготовительный период постановки звука Р заключается в развитии моторики языка (артикуляционная гимнастика, массаж языка) и хирургическом вмешательстве, если оно необходимо (подрезание уздечки).
 
Грассирование

Грассирование (от франц. grasseyer - картавить), картавое произношение звука «р» на французский  манер. В отличие от картавости, грассирование звучит мягче, поскольку произносится только горловой вибрацией без участия языка. Грасирование лечится легче, поскольку отсутствует  деформация языкового произношения. В этом случае лечение  проходит по схеме, близкой к лечению отсутствия звука Р.

Отсутствие звука Р

Две самые частые причины  отсутствия звука Р в речи:

1. Короткая подъязычная связка (в норме подъязычная связка должна быть 1,5-2 см, если она короче, человек не сможет «поцокать» языком). При такой проблеме необходима небольшая операция: эту связку подрезает стоматолог.
2. Слабые мышцы кончика языка.
Отсутствие звука Р может быть вызвано также комплексом этих и других причин.

Изредка встречаются нарушения структуры языка, которые также являются причиной отсутствия звука Р.

Существуют традиционные способы исправления картавости, грассирования и компенсации остутствия звука Р:
1. Массаж языка
2. Специфическая артикуляционная гимнастика
3. Механическая вибрация передней части языка
4. Тактильный контроль
5. Регулярные и продолжительные тренинги в период автоматизации звука Р.
Комплекс логопедических упражнений  назначает специалист логопед-деффектолог индивидуально, исходя из природы нарушения, функциональных особенностей артикуляционного аппарата, возрастных критериев и прочих факторов.

Вот лишь некоторые примеры упражнений из книги авторов Логопедия. Играем со звуками:

Запомни и проговори чистоговорки
Задание. Учите ребенка повторять чистоговорки по частям или целиком. Этим упражнением вы развиваете у него слуховое восприятие, внимание и речевую память.
Ра-ра-ра- рама, радуга, гора.
Ры-ры-ры- рынок, рыба, комары.
Ро-ро-ро- роза, родина, ведро.
Ру-ру-ру-руки, ручки, кенгуру.
Ар-ар-ар- повар, сахар, санитар.
Ир-ир-ир- пассажир, зефир, кефир.
Эр-эр-эр- ветер, вечер, офицер.
Ор-ор-ор- помидор, топор, забор.
Ур-ур-ур- шнур, контур, абажур.
Ра-ра-ра- Рае нравится жара.
Ру-ру-ру- в роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры- Жора прыгает с горы.
Ро-ро-ро- быстро строится метро.
Ар-ар-ар- Роме нравится загар.
Ур-ур-ур- у розетки черный шнур.
Ир-ир-ир- в кружке с сахаром кефир.
Ор-ор-ор- красит Верочка забор.
Эр-эр-эр- марширует офицер.
Ыр-ыр-ыр- у Захара жирный сыр.
 
Словосочетания повторяй и сноровку развивай
Задание. С помощью этого зачина проговаривайте упражнение, насыщенное звуком Р. Это продуктивный тренинг для развития моторики языка.
Примечание. Не забывайте объяснять ребенку значение непонятных для него слов.

быстрая спортсменка                  
скромный завтрак
быстроногий страус
огромный страх
родная страна
грозная стража
тетрадная страница
красная строка
гитарная струна
пестрая рубашка
крупный штраф
громадная стройка
строгая старушка
острая струя
дровяная стружка
центр города
играть втроем
министр труда
строгать рубанком
завтра вечером
просторная квартира
разбирать дрова
раскрывать тетрадь
огромный размер
разрывать конверт
разворачивать сверток
быстрый разговор                           
разгружать пароход
трамвайный маршрут
раздразнить тигра
раздробить кирпич
лекарственный раствор
распороть куртку
проворный барсук                            
разорвать дружбу
красивый фарфор                          
сортировать фрукты
разобрать кровать
страшная прорубь                         
разгромить врага
концертный оркестр                     
пробраться верхом
крупный аэродром                        
прорыть траншею
хороший дроворуб                       
развернуть стройку
прекрасная литература                 
противная процедура                   
сражаться рапирой
мудрый профессор                       
расправиться с врагами
праздничная сервировка                                   
стирать шаровары
 
Мы звучалки повторяем и сноровку развиваем
Детвора на горке,
У них чистоговорки:
Ра-ра-ра,  ра-ра-ра,
Детвора, гора, игра.
Ра-ра-ра,  ра-ра-ра,
Вот на горке детвора.
Детвора на горке,
У них чистоговорки.
У костра под горкой
Верочка с Егоркой,
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, 
Нам звук Р учить пора:
Нам нужны чистоговорки,
Трудные скороговорки,
Поговорки и рассказы –
Мы проговорим все сразу.
 
Мы с картинками играем,
А где Р – мы выбираем:
Трактор, катер и ракета,
Звука Р нет в слове лето.
Ров, дорога и тропинка,
Звука Р нет в слове льдинка.
Вот со звуком Р картинки:
Сыроежки и корзинки,
Рыжик, груздь и мухомор,
Это все – грибы и бор.
Язык вверх: ра-ра-ра,
Начинается игра.

Будем с другом мы играть
И картинки подбирать:
Виноград, арбуз, брусника,
Помидор, укроп, черника,
Грач, ворона, воробей,
Крот, комар и муравей.
 
Мы со звуком Р играем,
Тигра мы изображаем:
Ур-ур-ур,  мур-мур-мур,
Гыр-гыр-гыр, фыр-фыр-фыр.

Мы со звуком Р играем
И вороне подражаем:
Кар-кар-кар,  кра-кра-кра,
Вот со звуком Р игра!
 
Дифференциация звуков Р и Л
Повтори пары слогов
ла – бра, ло – вро, лу – кру, лы – гры, лэ – дрэ, ала – кра, ала – ара.
 

Повтори пары слов
лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, плот – крот, плошка – крошка, плут – прут
 
Потешки о «дружбе»
Корка «дружит» с крошкой, а вилка с ложкой.
Король «дружит» с троном, а слуга с поклоном.
Крыса «дружит» с норкой, а лавка с полкой.
Рыбак «дружит» с рыбкой, а клоун с улыбкой.
Арбуз «дружит» с грушей, а Володя с Лушей. 
Играем со слогами и словами
Вот слова со слогом РА:
Рама, радуга, гора.
Вот слова со слогом ЛА:
Лама, лапа, купола.
Вот слова со слогом РЫ:
Рынок, рыжик, комары.
Вот слова со слогом ЛЫ:
Лыко, лыжи и полы.
Вот слова со слогом РО:
Роза, Родина, ведро.
Вот слова со слогом ЛО:
Лошадь, стойло и седло.

 
  Логопедия в детском саду

Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Пособие логопеду, воспитателям и родителям.

"Первые в России готовые конспекты логопедических занятий, созданные командой специалистов"

(Изд. Мозаика-Синтез)



  Другие книги
 


(c) 2006, designed www.horse.ru