Консультация   |   Вызов   |   Об авторе   |   Книги   |   Статьи   |   Теория   |   Контакты   |   Ссылки
        
  Главная       Логопедическая энциклопедия      Заикание (логоневроз)

Заикание
 Задать вопрос специалисту логопеду-деффектологу


Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное. Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.

Плавная речь – это гладкая и ритмичная речь без усилий и колебаний. Прерывание речи представляет собой любое прерывание в плавности речи. У каждого человека могут быть перывания речи. Заикание – это речь, в которой прерывание встречается намного чаще, чем в среднем у большинства людей. У каждого человека бывает прерывистая речь. У обычного человека 7- 10% речи произносися с прерыванием. Это бывает в форме повторения отдельных слов или фраз (звуки: э – э, м - м, или междометия). Когда перерывы в речи составляют более 10% - это уже заикание. Заикание почти всегда сопровождается напряжением и тревогой. Прерывание речи при заикание бывает разным. При этом возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественные растягивания звуков, гримасы лица или тики.

Заикание в виде прерывистой речи встречается и у нормальных людей, представляя собой повторение отдельных слов, фраз или звуков (э – э, м - м), колебания. Прерывание речи, более характерное для заикания включает в себя повторение звуков или слогов, неестественное растягивание звуков, блоки (звуки застревают в горле и человек не может их произнести). Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. В среднем у человека встречается 7% вышеуказанных видов прерываний речи. Это обычно не замедляет речь. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более, и может длиться от половины секунды до тридцати секунд. Часто, оно сопровождается мышечным напряжением.

Многие дети возрасте от двух до пяти лет проходят через естественный период неплавной речи. Частота прерывания речи у них может составлять 10% и даже более того. Обычно это проявляется в повторении целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий. Слово повторяется один или два раза, повторяется легко. У детей не присутствует напряжение в речи, часто они не знают о своих трудностях. Предполагается, что причиной отсутствия плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшем окружением ребёнка. Это типично для так называемых "занятых семей". Некоторые дети “вырастают” из этого естественного периода, а некоторые в нём так и остаются.

Причины заикания.
Существует множество теорий о причинах заикания, некоторые из них абсолютно неправильно определяют причины заикания. В настоящее время считается, что в развитии и укреплении заикания играют роль несколько факторов. Эти факторы можно объединить в следующие группы: конституциональные, средовые и коммуникационные. Существуют факты, свидетельствующие о генетической предрасположенности к заиканию. Есть факты, которые доказывают, что причина заикания находится в нарушении координации движении речевых мускулов, нарушении обратной связи с помощью слуха или недостаточном контроле речевой функции центральной нервной системой.

Заикание встречается чаще у мужчин, чем у женщин в соотношении 3:1
Число заболевших по разным оценкам составляет 0,5 – 10 %.
Заикающиеся не являются менее умными, чем другие люди. У них обычный интеллект.
Заикание невозможно приобрести, подражая заикающимся людям.

Лечение заикания.
Существуют столько же много подходов к лечению заикания, сколько теорий о его причинах. Способ лечения зависит от возраста пациента. Нет “100% лекарства” от заикания. Развитие заикания может быть предотвращено у дошкольников и у юных пограничных пациентов изменением средового окружения и консультированием родителей.

Чтобы избежать различных речевых патологий, специалисты советуют родителям оберегать детей от чрезмерных физических и психологических нагрузок, потрясений, стрессов. До пяти лет ребенок должен научиться четко и правильно произносить все звуки. Если у него не получается, следует показать малыша педиатру, а затем и логопеду. Имейте в виду: неправильное произношение может повлиять и на учебу, часто дети пишут слова так же, как их произносят.

Если же вы обнаружили, что малыш стал заикаться, не впадайте в панику и уж тем более не пытайтесь наказывать его за это, ругать. Ребенок зациклится на своем недостатке и в дальнейшем он может перерасти в комплекс неполноценности. Желательно, чтобы еще до поступления в школу он прошел курс лечения. Обычно это занимает 3—4 месяца. Специальные упражнения и тренинги корректируют произношение и укрепляют нервную систему. А значит, малышу будет легче адаптироваться к школьной жизни, и в будущем заикание не станет для него преградой ни в общении, ни при выборе профессии.


Задать вопрос специалисту логопеду-деффектологу

Logoped-online.ru


 

 

 

Заикание (логоневроз)     Общее недоразвитие речи (ОНР)     Задержка речевого развития (ЗРР)    Ринолалия     Дислалия     Дисграфия     Признаки нарушения речевого развития      Дислексия     Дискалькулия     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи     Алалия     Картавость     Логопед высшей категории



 
  Логопедия в детском саду

Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Пособие логопеду, воспитателям и родителям.

"Первые в России готовые конспекты логопедических занятий, созданные командой специалистов"

(Изд. Мозаика-Синтез)



  Другие книги
 


(c) 2006, designed www.horse.ru